Реферат на тему психология групп

14.09.2019 DEFAULT 3 Comments

Классификация малых групп. Таким образом, хотим этого или нет, мы помещаем окружающих нас людей в статусные категории, и среди членов группы существует довольно четкое представление, кто находится выше, кто в середине, а кто аутсайдер. Цель работы: Отобразить основные признаки социальных групп. Это обстоятельство небезразлично для конкретного положения члена группы. Исследования малых групп в зарубежной социальной психологии Рассматриваются проблемы изучения малых групп в исследованиях зарубежных ученых. Именно здесь сосредоточено чисто формальное понимание группы.

Даже при сохранении одного и того же статуса набор функций, ему соответствующих, может сильно отличаться не только в различных группах, но реферат в ходе развития самой группы. Возвращаясь к нашему примеру с семьей, нельзя не отметить тех драматических изменений, которые претерпели семейные роли в новейшей истории. Этот термин обозначает тот простой факт, что всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, тему другими.

В частности, это относится к тому, что от каждой позиции, а также от каждой роли психология групп выполнение некоторых функций, и не только простой перечень их, но и качество выполнения этих функций.

Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, определенным образом контролирует деятельность своих членов. В ряде случаев может возникать рассогласование между ожиданиями, которые имеет группа относительно какого-либо ее члена, и его реальным поведением, реальным способом выполнения им своей роли.

Оценить эффективность работы фирмы только по ее экономическим достижениям - например, по прибыли, полученной в результате деятельности, - недостаточно,. Если группу рассматривать в качестве субъекта деятельности, то к ее структуре нужно подходить с точки зрения анализа структуры групповой деятельности, включая анализ функций каждого члена группы. Для социально-психологического подхода характерно в большей мере рассмотрение лишь самого факта наличия некоторого множества лиц, в условиях которого протекает деятельность личности.

Для того чтобы эта система ожиданий была как-то определена, в группе существуют еще два чрезвычайно важных образования: групповые нормы и групповые санкции.

Именно здесь сосредоточено чисто формальное понимание группы.

Групповое напряжение возникает в связи с несовпадением ожиданий участников группы с реальной групповой ситуацией, несовпадением их личных устремлений, необходимостью соизмерять свои потребности, желания, позиции, установки с другими членами группы, обращением к болезненным проблемам и переживаниям. В семье различные статусные характеристики существуют для каждого из ее членов: есть позиция статус матери, отца, старшей дочери, младшего сына и т. Так, семья в промышленном городе имеет одновременно генетическую и воспитательную функции. Божович Л. Методология и методы социально-психологического исследования.

С этой точки зрения подвергается критике такое изучение групп, когда групповые процессы дробятся на мелкие фрагменты, и значение содержательной деятельности группы полностью утрачивается. На это обстоятельство указывает С. Рис 2. Типы коммуникативных сетей структур коммуникаций в группе Однако, если последовательно рассматривать группу как субъект деятельности, то и к ее структуре нужно подойти соответственно.

В более узком смысле групповые нормы — это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы выполняют, таким образом, регулятивную функцию по Страницы: 1 2 3. Малые группы Малая группа - Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Социальные группы Понятие о социальных группах: формы взаимодействия людей, их объединенная реферат на тему психология групп позиция.

Военно медицинская подготовка рефератДипломная работа роль фельдшера в профилактикеВопросы литературы журнал рецензии
Реферат незаконное получение кредитаРазмер платы за коммунальные услуги рефератDungeons dragons daggerdale рецензия
День снятия блокады ленинграда 27 января докладРеферат на тему позиции в общенииРеферат методы государственного регулирования

Классификация групп по численности и взаимосвязи. Общие признаки: социальная интеракция, стигмация, идентификация, хаббитуализация. Социальный статус и роль. Проблема групп в социальной психологии Принципы социально-психологического подхода при изучении социальных групп. Характеристики групп и их воздействия на индивида.

Научные подходы к классификации групп. Уровни развития группы: конгломерат, ассоциация, кооперация, автономия, корпорация.

Реферат на тему психология групп 9523

Исследования малых групп в зарубежной социальной психологии Рассматриваются проблемы изучения малых групп в исследованиях зарубежных ученых.

Определяются основные этапы реферат на тему психология групп западной психологии малых групп. Психологические характеристики малых групп как объекта социальной психологи Размеры малых групп. Функции малых групп. Психологическая характеристика коллектива, стадии и уровни его развития. В связи с этим выделяют следующий признак группы - действие группового давления, побуждающего человека реферат на тему психология групп себя определенным образом и в соответствии с поведением окружающих.

Индивидуальным результатом такого давления выступает конформичность как качество человека в нормативном или ненормативном варианте. Наиболее важным признаком группы является установление определенных отношений между ее членами. Все социальные отношения бывают двух типов: конвенциональные формальные и межличностные неформальные.

Эти два типа отношений сочетаются в любой социальной группе. Таким образом, группа имеет две структуры формальную и неформальную. Изучение этих структур особенно неформальной дает весьма значимую информацию об особенностях данной группы. В целом, проблема критериев и признаков групп разрабатывается в зависимости от цели исследования. В одном случае наиболее значимыми признаками выступают одни.

Педагогический взгляд на проблему актуализирует такие признаки, как существование параметров группы, установление определенных отношений и способность к согласованным действиям. Существование большого количества различных социальных групп обусловило разработку различных типологий групп. Основными критериями выделения таких типологий могут выступать: количество человек в группе, общественный статус, уровень развития и т.

Типологии часто определяются по дихитомическому принципу. Так, по общественному статусу группы делятся на формальные и неформальные, по непосредственности взаимосвязей - на реальные и номинальные, по значимости - на референтные и группы членства.

Наиболее употребительные типологии выделяются: по количеству человек и по уровню развития. Эти два критерия значимы и для педагогической организаторской деятельности учителя.

По количеству человек выделяют большие группы, малые группы и микрогруппы. Состав микрогрупп включает в себя три или два человека соответственно, триады и диады. Несмотря на малое количество членов, данные группы все же обладают определенными характеристиками социальной группы. В социальной психологии они обычно рассматриваются через межличностные отношения неформальной структуры. Основными связующими факторами реферат на тему психология групп, групп являются чувства дружбы, любви, симпатии, общее.

Большие группы изучались продолжительное время с точки зрения массовидных явлений психики и интегральных психологических феноменов, возникающих в толпе, массе, аудитории, публике. Толпа, масса, аудитория и публика чины больших социальных групп. Любая организация крупная или реферат пути совершенствования муниципального, коммерческая или некоммерческая, частная или государственная состоит из множества разнообразных групп, которые можно классифицировать по различным основаниям:.

По уровню развития выделяют группы неорганизованные или слабо организованные, с низким индексом сплоченности: ассоциации, диффузные группы, и группы высокого уровня развития - коллективы.

В ассоциации отсутствует объединяющая совместная деятельность, требующая соответствующей организации, однако есть некоторый уровень сплоченности, определяемый совместным общением индивидов.

В диффузной группе отсутствует и сплоченность, и организация, и совместная деятельность. В состоянии диффузии рассеивания часто находятся группы в первый период своего существования, когда отсутствует согласованность действий и групповые нормы еще не выработаны. Важным показателем уровня развития группы выступает ценностно-ориентационное единство, определяемое степенью совпадения позиций и оценок ее членов но отношению к общей деятельности и важным ценностям группы.

Диффузная группа - в ней взаимоотношения опосредуются не содержанием групповой деятельности, а только симпатиями и антипатиями. Корпорация - взаимоотношения опосредуются личностно значимыми, но асоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности.

Коллектив - взаимодействия опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности бригада, экипаж, расчет. Группы также рассматривают с точки зрения отношения к социуму: позитивного - просоциальные, либо негативного - асоциальные. Любой коллектив является хорошо организованной просоциальной группой, поскольку ориентирован на пользу обществу.

Хорошо организованная асоциальная группа называется корпорацией. Корпорация характеризуется обычно замкнутостью, жесткой централизацией и авторитарным управлением, противопоставлением своих узких интересов общественным например, хороню организованная группа преступников. Социальная группа выступает как динамическое образование: она функционирует во времени и пространстве и обусловлена взаимодействием двух тенденций - интеграции и дифференциации.

Первая тенденция направлена на противодействие конфликтам и ситуациям, которые угрожают существованию группы как единого целого. Вторая тенденция направлена на специализацию взаимосвязей членов группы, основанную на различии их ролей. В результате взаимодействия двух тенденций образование, функционирование и развитие группы носит противоречивый характер. Последовательное изменение группы возможно как от низкого к более высокому уровню развития, так и наоборот - от высокого уровня развития до простой ассоциации.

Относительный баланс данных тенденций является закономерностью, обеспечивающей эффективность функционирования и развития группы. Отсюда вытекает проблема групповой динамики - групповая динамика это совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы - образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад. Группа при этом рассматривается как общность людей, характеризующаяся ограниченным числом членов до 20 человекнепосредственными контактами, распределением ролей и позиций, взаимозависимостью участников, общими целями, ценностями и нормами, а также постоянным составом.

Групповая динамика - это реферат на тему психология групп группового взаимодействия в сторону зрелости через преодоление препятствий эффективной коммуникации, совершенствование методов достижения согласия и выработку критериев согласованности. Практически в любой группе на первой динамической стадии очень быстро выделяется неформальный лидер. На данной стадии фактически заново формируется интрагрупповая структура уже на рациональных и отчетливо рефлексируемых всеми членами сообщества основаниях.

При этом, как правило, происходит фактическая интеграция формальной и неформальной власти в группе. Кроме того, формулируются четкие нормы, регламентирующие внутригрупповое взаимодействие, персональную ответственность за соблюдение которых принимает на себя каждый из членов группы.

Реферат на тему психология групп 2358650

Группа на данной стадии сконцентрирована на решении предметных задач, ориентированных на достижение общей цели. Как бы ни была велика роль малых групп и непосредственного межличностного общения в процессах формирования личности, сами по себе они не создают исторически конкретных социальных норм, ценностей, установок, потребностей. Все эти и иные содержательные элементы общественной психологии возникают на основе исторического опыта больших групп, здоровье специалиста реферат, обобщенного знаковыми, культурными и идеологическими системами.

Исходя из общих принципов понимания группы, мы не можем, конечно, дать чисто количественное определение этого понятия. К этому второму виду следует отнести прежде всего социальные классы, различные этнические группы как их главную разновидность -- нациипрофессиональные группы, половозрастные группы с этой точки зрения в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и т.

Наряду с опытом больших социальных групп важнейшее значение для понимания содержательных элементов общественной реферат на тему психология групп имеют и массовые социальные процессы и движения.

Немаловажные факторы, задающие весь строй психологических характеристик определенных групп людей: характер общественных изменений, преобразований, непосредственное участие в революционных движениях, сложные процессы формирования общественного мнения.

Для того чтобы обеспечить такого рода анализ, социальной психологии необходимо опереться на результаты социологического анализа групп, то есть обратиться к тем реальным социальным группам, которые выделены по социологическим критериям в каждом данном типе общества, а потом уже на этой основе осуществить описание психологических характеристик реферат на тему психология групп группы, их значимости для каждого отдельного члена группы.

Важной составной частью такого анализа является, конечно, и механизм образования психологических характеристик группы. Если принять предложенную интерпретацию группы как субъекта социальной деятельности, то, очевидно, можно выделить некоторые черты, свойственные ей именно как субъекту деятельности. К психологическим характеристикам группы должны быть отнесены такие групповые образования, как групповые интересы, групповые потребности, групповые нормы, групповые ценности, групповое мнение, групповые цели.

PT202 Rus 37. Теории развития в педагогической психологии. Реферат.

Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется прежде всего через принятие этих характеристик, то есть через осознание факта некоторой психической общности с другими членами данной социальной группы, что и позволяет ему идентифицироваться с группой. Специфика социально-психологического анализа группы именно здесь и проявляется: рассматриваются выделенные средствами социологии реальные социальные группы, но в них, далее, определяются те их черты, которые в совокупности делают группу психологической общностью, то есть позволяют каждому ее члену идентифицировать себя с группой.

Степень подробности, с которой в дальнейшем анализе можно раскрыть характеристики для детей горностай общности, зависит от конкретного уровня разработки проблемы. Так, например, некоторые авторы не ограничиваются только исследованием названных групповых характеристик, но и предлагают усмотреть в группе, по аналогии с индивидом, такие показатели, как групповая память, групповая воля, групповое мышление и т.

В настоящее время, однако, нет достаточно убедительных теоретических и экспериментальных доказательств того, что данный подход продуктивен. В истории социальной психологии уделялось большое внимание исследованиям различных характеристик групп, их воздействия на индивида и т. Однако можно отметить несколько характерных черт этих исследований. Эти два подхода являются следствием двух источников происхождения социальной психологии: из социологии и из психологии. Для сторонников того и другого подхода характерен поиск причин социального поведения людей.

Однако сторонники индивидуального подхода ищут лишь ближайшие причины реферат на тему психология групп поведения.

372513

Поэтому для них группа важна только как факт одновременного присутствия многих людей, но вне широкой социальной системы, в которую она сама включена.

Именно здесь сосредоточено чисто формальное понимание группы. С этой точки зрения подвергается критике такое изучение групп, когда групповые процессы дробятся на мелкие фрагменты, и значение содержательной деятельности группы полностью утрачивается. На это обстоятельство указывает С. Во-вторых, как бы ни толковалась группа различными авторами, для многих было характерно известное разъединение двух основных блоков социально-психологических исследований.

Реферат на тему психология групп блок традиционно связан с изучением различных процессов, характеризующих человеческое общение и взаимодействие, то есть коммуникации, интеракции, перцепции, аттракции и т.

В принципе, конечно, подразумевается, что все эти процессы протекают не в вакууме, а в группе. Однако в исследованиях реферат на тему психология групп переменная, как групповая деятельность, не представлена.

Зато другой блок исследований, связанный именно с изучением групп, стоит как бы особняком. В рамках этого блока изучаются размер группы, ее композиция и структура, а групповые процессы, рассмотренные в первом блоке, хотя и упоминаются, но вне связи с совместной групповой деятельностью. В результате возникает относительно изолированное описание процессов и групп, во всяком случае исключаются существенные параметры группы при изучении происходящих в ней процессов.

Наконец, в-третьих, для традиционной социальной психологии, особенно в ее американском варианте, характерно внимание лишь к определенному типу групп, а именно к малым группам, внутри которых преимущественно исследуются складывающиеся там межличностные отношения без выяснения того, как эти межличностные отношения зависят от характера групповой деятельности, а реферат на тему психология групп, как они связаны с общественными отношениями.

К элементарным параметрам любой группы относятся: композиция группы или ее составструктура группы, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций. Каждый из этих параметров может приобретать совершенно различное значение в зависимости от типа изучаемой группы.

Так, например, состав группы может быть описан по-разному в зависимости от того, значимы ли в каждом конкретном случае, например, возрастные, профессиональные или социальные характеристики членов группы. Не может быть дан единый рецепт описания состава группы в связи с многообразием реальных групп; в каждом конкретном случае начинать надо с того, какая реальная группа выбирается в качестве объекта исследования: школьный класс, спортивная команда или производственная бригада.

Иными словами, мы сразу задаем некоторый набор параметров для характеристики состава группы в зависимости от типа деятельности, с которым данная группа связана. Естественно, что особенно сильно различаются характеристики больших и малых социальных групп, и они должны быть изучены по отдельности.

В процессе становления группы или при одновременном вступлении мой любимый вид спорта теннис реферат нее нескольких индивидов особое значение приобретает принятие общих норм и их согласие с общими целями. В этом случае речь идет о групповой сплоченности, т. По-видимому, именно поэтому некоторые исследователи не отделяют групповую сплоченность от групповой совместимости.

Так, в русле социометрического подхода межличностные отношения, имеющие эмоциональную основу, рассматриваются в качестве важнейшего компонента групповой сплоченности. Несколько иной, но близкий подход был предложен Л. Фестингером, который предложил анализировать групповую сплоченность на основе частоты и прочности коммуникативных связей, сформированных в группе.

Реферат на тему психология групп 7293

Сплоченность представлялась им как совокупность всех сил, удерживающих индивида в группе. Однако эти силы на практике сводились или к субъективным оценкам, или к привлекательности группы для индивида, или удовлетворенности индивида своим членством в группе, т. Таким образом, мысль об эмоциональной основе сплоченности оказалась основополагающей и в этом подходе. При рассмотрении групповой сплоченности в отечественной психологии особый акцент традиционно ставился на совместной деятельности как главном интеграторе.

  • В случае, если группа занимает высокое место в более широкой социальной системе, сама принадлежность к ней служит статусным отличием.
  • Первичная или ограниченная группа является основой для человека это - семья.
  • Понятие группы Во всех определениях личности подчёркивается её принадлежность к обществу, её включённость в ту или иную систему социальных отношений.
  • Определение наличия статусов у членов группы как одной из основных параметров группы 2.
  • В то же время мы обозначаем их как социальные группы.
  • При этом, как правило, происходит фактическая интеграция формальной и неформальной власти в группе.
  • Уровни развития группы: конгломерат, ассоциация, кооперация, автономия, корпорация.

При этом процесс реферат на тему психология групп группы рассматривался не столько с позиции роста эмоциональной привлекательности группового членства для индивидов, а с точки зрения все большего включения индивидов в процесс совместной деятельности [7]. Наиболее полно этот подход был разработан А. Петровским, который связал процесс групповой сплоченности с формированием различных уровней ее структуры, среди которых он выделил: 1.

Уровень совпадения эмоциональных привязанностей, на котором представлены непосредственные эмоциональные взаимоотношения индивидов в группе т.

Исследователи групповой сплоченности, как правило, акцентируют один из двух аспектов группового взаимодействия — эмоциональный или деятельностный. Если группу рассматривать в качестве субъекта деятельности, то к ее структуре нужно подходить с точки зрения анализа структуры групповой деятельности, включая анализ функций каждого члена группы.

Психология групп

Чрезвычайно важной характеристикой группы является и ее эмоциональная структура. К структурным характеристикам группы прежде всего следует отнести: различия индивидов в положении статусразличия в функциях, которые заданы индивиду организацией или группой ролисистему групповых ожиданий, систему групповых норм и, наконец, систему групповых санкций. Пример последней показан на схеме рис. Однако, если последовательно рассматривать группу как субъект деятельности, то и к ее структуре нужно подойти соответственно.

По-видимому, в данном случае самое главное — это анализ структуры групповой деятельности, что включает в себя описание функций каждого члена группы в этой совместной деятельности.

Вместе с тем весьма значимой характеристикой является эмоциональная структура группы — структура межличностных отношений, а также ее связь с функциональной структурой групповой деятельности. Сам перечень групповых процессов тоже не является чисто технической задачей: он зависит как от характера группы, так и от угла зрения, принятого исследователем. Если следовать принятому методологическому принципу, то к групповым процессам прежде всего следует отнести такие процессы, которые организуют деятельность группы, причем реферат на тему психология групп их в контексте развития группы.

Целостное представление о развитии группы и о характеристике групповых процессов особенно детально разработано именно в отечественной социальной психологии, что не исключает и более дробного анализа, когда отдельно исследуется развитие групповых норм, ценностей, системы межличностных отношений и т. Другая часть понятийной схемы, которая используется в исследованиях групп, касается положения индивида в группе в качестве реферат на тему психология групп члена.

Но получаемое таким образом обозначение статуса индивида в группе никак нельзя считать удовлетворительным. Во-первых, потому, что место индивида в группе не определяется только его социометрическим статусом; важно не только то, насколько индивид как член группы пользуется привязанностью других членов группы, но и то, как он воспринимается в структуре деятельностных отношений группы.

На этот вопрос невозможно ответить, пользуясь социометрической методикой.

Психология групп и коллек­тива - (реферат)

Во-вторых, статус всегда есть некоторое единство объективно присущих индивиду характеристик, определяющих его место в группе, и субъективного восприятия его другими членами группы. В социометрической методике есть попытка учесть эти два компонента статуса коммуникативный и гностическийно при этом вновь предполагаются лишь компоненты эмоциональных отношений тех, которые индивид испытывает к другим членам группы, и тех, которые к нему испытывают.

Файловый архив студентов. Логин: Пароль: Забыли пароль? Email: Логин: Пароль: Принимаю пользовательское реферат промышленность россии. FAQ Обратная связь Вопросы и предложения. Добавил: Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите. Скачиваний: Структура группы. Тема: психология групп.

План: Психология групп. Понятие группы. Классификация групп. В детских и подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Несмотря на то, что проявления межличностных отношений в каждой конкретной группе имеют свою неповторимую историю, на разных возрастных этапах действуют общие закономерности их становления и развития. Первая из них отражает обусловленность природы межличностных отношений тем местом, которая возрастная социальная группа занимает в обществе.

Вторая характеристика межличностных отношений — это их зависимость от совместной деятельности, которая в любую историческую эпоху опосредствует развитие межличностных отношений в группе, определяет их строение. Третья особенность межличностных отношений заключается в их уровневой природе — сколько-нибудь сложившаяся группа имеет определенный реферат на тему психология групп развития, от которого зависит наличие или отсутствие тех или иных её социально-психологических особенностей и характер её влияния на индивидов.

Любая группа на любой возрастной ступени характеризуется своей особой социальной ситуацией развития. Понятие социальной ситуации развития было введено Л. Выготским для характеристики развития личности ребенка внутри определенного возрастного этапа на основе конкретно— исторической системы его отношений с социальной действительностью. Понятие социальной ситуации развития может быть применено и к характеристике детской группы.

Это прежде всего объективные условия существования данной группы, определяемые исторической эпохой, культурой и пр. Другим компонентом социальной ситуации развития детской группы является её объективный социальный статус, определяемый прежде всего положением детства как социально — возрастной группы в структуре общества. Помимо объективных условий социальной ситуации развития детской группы существуетсубъективный аспектсоциальной реферат на тему психология групп развития. Он представлен социальной позицией, т.

Анализ социальной ситуации развития позволяет раскрыть содержание межличностных отношений в детских группах. В детских и подростковых группах могут быть выделены функционально— ролевые, эмоционально — оценочные и личностно — смысловые отношения между сверстниками. Эмоционально — оценочные отношения выявляются в непосредственном взаимодействии детей, отражая систему их предпочтений.

Знание этих отношений позволяет ответить на многие вопросы связанные с поведением ребенка. На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения— симпатии, антипатии, дружеские реферат на тему психология групп и т. В последнее время, с притоком новых социальных взглядов, когда многое меняется и нажитое за последние десятилетия переходит в небытие необходимо находить новые цели, новые способы деятельности, которые бы давали нам больше, позволяли бы более продуктивно работать в новой сложившейся ситуации.