Реферат православие и русская литература

24.09.2019 DEFAULT 0 Comments

Сюда к нему приехала жена и еще несколько близких людей, которые застали его в тяжелом душевном и физическом состоянии. Другой великий поэт России М. Если вы считаете, что произошла какая-то ошибка, смело пишите нам на почту skynet cyberleninka. Кто бы он ни был сам, — Петр или Иван, — но в его лице Сам Вечный Архиерей совершил сие закланье, и вечно свершает Он его в лице Своих иереев, как по слову: да будет свет, свет сияет вечно; как по слову: да произрастит земля былие травное, произращает его вечно земля. Вознесшись на небо, Иисус Христос, по своим же словам, невидимо находится на земле среди верующих в Него и опять придет на землю видимым образом, чтобы судить живых и мертвых, которых он воскресит.

Православный смысл земного существования. В восточно-христианской культуре земное существование человека, рассматривавшееся как эпизод на пороге вечной жизни, не представляло самоценности. Поэтому основной жизненной задачей была подготовка человека к смерти, которая расценивалась как начало новой жизни. В качестве смысла земного существования человека признавались духовные стремления к смирению и благочестию, ощущение собственной греховности и аскетизм.

Отсюда в православной культуре появилось пренебрежение к земным благам, поскольку они ничтожны реферат православие и русская литература скоротечны, отношение к труду как способу самодисциплины. С православием на русскую почву была перенесена и идея соборности, под которой понимается коллективное жизнетворчество и согласие, единодушное участие верующих в жизни мира и церкви.

Соборное переживание и поведение ориентировались не на рассудок, а на "движение сердца" и реферат православие и русская литература и в то же время стремились всегда к конкретности, осязательности религиозных актов, к их согласованию с обычаями, привычками. Православный тип человека. Православие, духовно организуя религиозно-нравственный быт русского народа, способствовало усвоению им такой системы духовных ценностей, которая, наложившись на языческую культурную среду, привела к формированию особого типа русского человека 6.

В восточном христианстве находит сильное отражение эсхатологическая сторона христианства, которая описывает конечные судьбы мира в целом и человека. Поэтому русский человек четко различает добро и зло, отмечает несовершенство земных поступков, нравов, при этом он ими никогда не удовлетворен и не перестает искать совершенного добра. Признавая святость высшей ценностью, он стремится к абсолютному добру, хочет действовать всегда во имя чего-то абсолютного.

Вечный поиск идеала - благодатная основа для возникновения различного рода социальных утопий и мифов. Человек на Руси не живет настоящим, а только прошлым или будущим. В прошлом русский человек ищет нравственное утешение и вдохновение своей жизнедеятельности, устремленность в будущее. Непрерывный поиск лучшей жизни живет в русском человеке наряду с неукротимой верой в возможность ее достижения. Культ прошлого и будущего приводит к тому, что настоящее становится объектом критики, и порождает две жизненные установки: не прекращающееся учительство как проповедь нравственного обновления с готовыми на все случаи реферат православие и русская литература социальными рецептами и непрерывные реферат на тему туристов, сомнения.

Исходя из этого, если хорошими чертами характера западного человека являются энергичность и интенсивность, восточного человека - точная середина, посредственность, бесшумность, то хорошие черты характера русского человека - чувство справедливости, пассивность и терпеливость, консерватизм и гармония.

Христианство на Западе исторически прошло свое становление как подобие государства в государстве, имея при этом жесткую иерархию, характеризуясь властным единоначалием, строгой внутриконфессиональной дисциплиной. Следствием этого явилась конкурентная борьба католической церкви с государями государств Западной Европы за возможности влияния в экономических, социальных, политических, идеологических вопросах.

Отношения между церковью и светским государством осуществлялись как последовательное противостояние и взаимоограничение во всех сферах общественной жизни. Это приводило к развитию правового регулирования как светской, так и духовной жизни западноевропейских государств.

Высокая степень организации и управляемости института Римской католической церкви способствовала мобильности и динамизму в церковной политике, которая могла быстро приспосабливаться к изменяющимся историческим обстоятельствам и находилась лишь в относительной зависимости от традиций первоначального христианства.

Христианство на Востоке прошло свое становление и сложилось как система самостоятельных автокефальных патриаршеств, находящихся между собой в отношениях конкуренции за власть над душами и умами верующих. Такая несогласованность в действиях очень снижала способность церковных властей противостоять власти политической.

Поэтому в традиции восточного реферат православие и русская литература в Византии, а затем и в Древней Руси взаимоотношения церкви и светской власти в корне отличались от западноевропейских государств. Отличительные черты таких взаимоотношений приведены ниже:.

Реферат карта технического уровня и качества продукции44 %
Белла ахмадулина эссе о марине цветаевой99 %

Светская же власть императора, царя или князя рассматривалась церковью как земное воплощение основополагающих религиозных идей. Соборность выступает как высшая форма церковной и религиозной легитимности 7. Как следствие, возникает нужда в сильной централизованной власти монарха, которая освящена церковными полномочиями.

Автокефальный самостоятельный статус различных церквей христианства на Востоке означал их зависимость от государства, выступавшего как гарант веры. С утверждением самостоятельности московского патриаршества в XV. В общем же церковная община и власть государя выступают в качестве взаимодополняющих факторов цивилизации и культуры русского народа, определившие своеобразие реферат православие и русская литература духовности.

Примером своеобразия духовной культуры русского народа является сохранение соборности в качестве механизма духовной саморегуляции общества. Это означало для христианской церкви Востока опору главным образом на традицию, практически не меняющуюся религиозную догматику. Следствием этого был идейный и ритуальный консерватизм православной церкви, широкое распространение в ней охранительных тенденций, а также принципиальная пассивность религиозных деятелей древнего русского государства, особенно на фоне деятельности светских политиков.

Главным, активным началом русской социокультурной истории, начиная с самого акта крещения Руси, становится светская власть. В других восточных церквах также утвердилась национально-государственная привязанность православия.

Одним из самых важных культурных результатов такого положения была замкнутость культуры, локальная обособленность этих церквей и застойность их вероучения. Православие сопротивлялось европейским влияниям в духовной жизни, представляя их как отступление от истинной веры. Церковные порядки, установленные Петром I и его преемниками введение Синода, секуляризация церковных земель и другие мерыусилили организационную зависимость церкви от государства.

Однако содержание вероисповедания осталось незатронутым. Православию были чужды сколько-нибудь серьезные попытки реформации. Незыблемость церковной жизни, устарелость ее языка и обрядов усиливали изоляцию церкви от образованной части общества. Прочная связь церкви и престола приводила к тому, что растущая оппозиция против власти переносилась и на церковь. Официальная церковь не могла стать накопителем народного протеста против социальной несправедливости отчет практике ифнс россии. реферат православие и русская литература

По этому поводу Ф. Он именно хочет, чтоб всё, что есть у него и что дают ему, из этой лишь одной идеи и исходило. И это несмотря на то, что многое у самого же народа является и выходит до нелепости не из этой идеи, а смрадного, гадкого, преступного, варварского и греховного. Здесь говорится о наличии сил для возрождения народа и каждого даже погибающего человека.

Эти силы — в правильном понимании спасения как освобождения от грехов благодатью Божией, в способности к покаянию как необходимом условии спасения реферат православие и русская литература в горячей молитве как проявлении воли души ко спасению.

Православие и государство. Во главе государства мог стоять только православный монарх, венчанный на княжение или царствование по православной традиции. Православная Церковь играла важнейшую роль в государственных делах и в жизни народа. В XVI—XVII веках в состав Российского государства вошли многие иноверческие исповедующие другие религии и инославные католики, протестанты народы и государства. Русская Православная Церковь не проводила насильственного обращения народов в Православие, однако переход в Православие поддерживался и поощрялся.

Крестившимся в Православной Церкви людям давали различные льготы, в частности снимали налоги. Православным, а значит принадлежащим к русской православной культуре, мог стать человек любой национальности, готовый принять через Святое Крещение и веру во Христа православное мировоззрение и образ жизни.

И так случалось часто: представители других национальностей и вероисповеданий принимали Православие как веру, мировоззрение и, соответственно, христианское бытие и становились истинными сынами нового доклад фз об них православного Отечества.

Нередко эти люди оставляли яркий след в истории нашей культуры, стремясь верой и Правдой служить новой Родине во славу Божию, как говорили на Руси, что означало честное служение не ради личной корысти и собственных интересов, а ради прославления Господа.

Таким образом, Гражданская общность в России формировалась не по национальному признаку, а по принадлежности к Православию и отношению к православному государству. Государство и общество были объявлены атеистическими атеизм — отрицание Богаа вместо обеспечения прав граждан на свободу совести и религиозных убеждений проводилась политика борьбы с религией. Храмы закрывали реферат православие и русская литература разрушали, священников арестовывали, подвергали истязаниям, убивали.

В монастырях устраивали концентрационные лагеря. В году в Москве был запрещен колокольный звон. Такие страшные, жестокие и безнравственные страницы нашей истории были вызваны новой атеистической идеологией, совершенно чуждой традиционной русской культуре, формировавшейся веками на православных идеалах любви, добра и смирения.

Однако православные традиции были глубоки, и православная религия оставалась самой распространённой на территории России. А в закрытых храмах зачастую само время словно не смело касаться тлением ликов святых. С х годов XX века православная культура в России начала интенсивно возрождаться.

Блока и М. Русская литература XIX века справедливо считается одной из высочайших вершин мировой литературы. Для этого потребовались крестные муки и страдания.

Изменились и официальное отношение к Церкви, и сознание граждан. Вновь зазвонили колокола, в открытых и восстановленных храмах и монастырях стали совершаться богослужения. Тысячи россиян пришли в храмы впервые, обретая реферат православие и русская литература защиту и поддержку.

Причиненный ими многообразный вред обратил многих россиян за духовкой защитой к родным традициям. В Москве и других исконно русских городах, среди преимущественно русского населения, и раньше, и в нынешнее время живут и продолжают активно расселяться люди самых разных национальностей и вероисповеданий и не стремятся возвращаться на родину предков.

Это значит, что великая русская культура, основанная на православных традициях и морали, привлекает другие народы не только высокими духовно-эстетическими и научными достижениями, но и прекрасными традициями человеческого общежития, миролюбия и братского отношения ко всем людям.

Очень важно В современном мире проявлять благородство, гостеприимство, доброту и умение даже повседневные заботы и личные проблемы осмысливать и подчинять высочайшим духовным идеалам. Крещение Руси имело неизмеримое влияние на весь русский народ. В то время когда другие народы принимали христианство, то у них уже была своя языческая культура.

  • Официальная церковь не могла стать накопителем народного протеста против социальной несправедливости 8.
  • Поэтому именно в культуре русского народа святость свидетельствует о принадлежности человека к иному миру; иногда даже некоторое юродство.
  • В послепетровскую эпоху в России сформировалась светская литература, поэзия, живопись и музыка, достигшие своего апогея в XIX веке.
  • И, в сущности, слагались две культуры: дневная и ночная 4 ".
  • Именно отсюда в истории России тот дух религиозной и национальной терпимости, который инославные и иноверные граждане России оценили по достоинству лишь после революционных гонении на веру.
  • Потому что люди явно чувствовали Божию благодать и не хотели ее потерять; шли на смертную казнь.

Поэтому часто христианство у них принималось с трудом. У русских же глубокой культуры не было, а также некоторые языческие поверия были похожи на христианские и поэтому христианство привилось сравнительно легко. Русская культура и народная история фактически и начинается с принятием христианства.

С принятием христианства русские люди получают истинную веру, православно-христианское мировоззрение, письменность, литературу, школы, государственность, право и т. Все это и имеет начало в православной вере. Русский характер тоже создан под влиянием и летней христианской проповеди. Цели нет передо мною: Сердце пусто, празден ум, И томит меня тоскою Однозвучный жизни шум. На это стихотворение поэт, в реферат православие и русская литература время еще балансировавший между верой, неверием и сомнением, получил неожиданный отклик от митрополита Московского Филарета: Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана, Не без воли Бога тайной И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью Зло из темных бездн воззвал, Сам наполнил душу страстью, Ум сомненьем взволновал.

Реферат православие и русская литература 1882

Вспомнись мне, забвенный мною! Просияй сквозь сумрак дум — И созиждется Тобою Сердце чисто, светел ум! Но и тогда струны лукавой Невольно звон я прерывал, Когда твой голос величавый Меня внезапно поражал. Я лил потоки слез нежданных, И ранам совести моей Твоих речей благоуханных Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной Мне руку реферат православие и русская литература ты, И силой кроткой и любовной Смиряешь буйные мечты. Твоим огнем душа согрета Отвергла мрак земных сует, И внемлет арфе Филарета В священном ужасе поэт. По требованию цензуры последняя строфа стихотворения была изменена и в окончательном варианте звучала так: Твоим огнем душа палима Отвергла мрак земных сует, И внемлет арфе Серафима В священном ужасе поэт.

Стихотворная переписка Пушкина с Филаретом была одним из редких случаев соприкосновения двух миров, которые в XIX веке разделяла духовная и культурная пропасть: мира светской литературы и мира Церкви. Поэзия, проза, публицистика и драматургия Пушкина х годов свидетельствуют о все усиливающемся влиянии на него христианства, Библии, православной церковности.

[TRANSLIT]

Он неоднократно перечитывает Священное Писание, находя в нем источник мудрости и вдохновения. Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания Его вкус становится понятным, когда начинаешь читать Писание, потому что в нем находишь всю человеческую жизнь. Религия создала искусство и литературу; все, что было великого в самой глубокой древности, все находится в зависимости от этого религиозного чувства, присущего человеку так же, как и идея красоты вместе с идеей добра Поэзия Библии особенно доступна для чистого воображения.

5158763

Мои дети будут читать вместе со мною Библию в подлиннике Библия — всемирна. Еще одним источником вдохновения становится для Пушкина православное богослужение, которое в годы юности оставляло его равнодушным и холодным.

В Пушкине х годов религиозная умудренность и просветленность сочеталась с разгулом страстей, что, по мнению С. Умирая от ранения, полученного на дуэли, Пушкин исповедовался и причастился. Великий русский поэт умер христианином, и его мирная кончина стала завершением того пути, который И. Пройдя этот путь, Пушкин занял место не только в истории русской и мировой литературы, но и в истории Православия — как великий представитель той культурной традиции, которая вся пропитана его соками.

Другой великий поэт России М. Лермонтов был православным христианином, и в его стихах неоднократно возникают религиозные темы. Подобно Пушкину, Лермонтов хорошо знал Священное Писание: его поэзия наполнена библейскими аллюзиями, некоторые его стихотворения являются переработкой библейских сюжетов, многие эпиграфы взяты из Библии. Как и для Пушкина, для Лермонтова характерно религиозное восприятие красоты, в особенности красоты природы, русская которой он чувствует присутствие Божие: Когда волнуется желтеющая нива, И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, — И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога В другом стихотворении Лермонтова, написанном незадолго до его гибели, трепетное чувство присутствия Бога переплетено с темами усталости от земной жизни и жажды бессмертия.

Глубокое реферат православие и русская литература искреннее религиозное чувство сочетается в стихотворении с романтическими мотивами, что является характерной чертой лермонтовской лирики: Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит. В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Поэзия Лермонтова отражает его молитвенный опыт, испытанные им минуты умиления, его способность находить утешение в духовном переживании.

Вот наиболее известное из них: В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть: Одну молитву чудную Твержу я наизусть. Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в. С души как бремя скатится, Сомненье далеко — И верится, и плачется, И так легко, легко Это стихотворение Лермонтова приобрело необычайную популярность в России и за ее пределами. Более сорока композиторов положили его на музыку, в том числе М. Глинка, А. Даргомыжский, А.

Рубинштейн, М. Мусоргский, Ф. Лист по немецкому переводу Ф. Было бы неверно представлять Лермонтова православным поэтом в узком смысле этого слова. Блока и М. Демон — это соблазнитель и обманщик, это гордое, страстное и одинокое существо, одержимое протестом против Бога и добра. Но в поэме Лермонтова добро побеждает, Ангел Божий в конце концов возносит душу соблазненной демоном женщины на небо, а демон вновь остается в гордом одиночестве. По сути, Лермонтов в своей поэме поднимает извечную нравственную проблему соотношения литература добром и злом, Богом и диаволом, Ангелом и демоном.

При чтении поэмы может показаться, что симпатии автора на стороне демона, но нравственный итог произведения не оставляет сомнений в том, что автор верит в конечную победу правды Божией над демоническим соблазном. Лермонтов погиб на дуэли, не дожив до 27 лет. Если за отпущенный ему краткий срок Лермонтову удалось стать великим национальным поэтом России, то этого срока было недостаточно для формирования в нем зрелой религиозности. Тем не менее глубокие духовные прозрения и нравственные уроки, содержащиеся во многих его произведениях, позволяют вписать его имя, наряду с именем Пушкина, не только в историю русской литературы, но и в историю Православной Церкви.

Среди русских поэтов XIX века, чье творчество отмечено сильным влиянием религиозного переживания, необходимо упомянуть А. Сюжет поэмы навеян эпизодом из жития преподобного По практике сестринское дело хирургии Дамаскина: игумен монастыря, в котором подвизался преподобный, запрещает ему заниматься поэтическим творчеством, но Бог во сне является игумену и повелевает снять с поэта запрещение.

На фоне литература простого сюжета разворачивается многомерное пространство поэмы, включающей в себя поэтические монологи главного героя. Литература из монологов представляет собой восторженный гимн Христу: Я зрю Его передо мною С толпою бедных рыбаков; Он тихо, мирною стезею, Идет меж зреющих хлебов; Благих речей Своих отраду В сердца реферат православие Он лиет, Он правды алчущее стадо Эссе князя игоря ее источнику ведет.

Зачем не в то рожден я время, Когда меж нами, во плоти, Неся мучительное бремя, Он шел на жизненном пути!. О, мой Господь, моя надежда, Моя и сила и покров! Тебе хочу я все мышленья, Тебе всех песней благодать, И думы дня, и ночи бденья, И сердца каждое биенье, И душу всю мою отдать!

Реферат "Православие в России"

Иисус Христос дарил людям свое изображение: царю Авгарю на полотенце, чудесным образом отобразился. Образ Спасителя отобразился и явлен всему миру на Туринской Плащанице. Протестанты не могут понять, что не доскам и краскам православные поклоняются, а тому, кто на них изображен. Ислам — самая молодая из мировых религий, зародился на юго-западе Аравийского полуострова в начале VII века, реферат православие и русская литература Хиджазе среди племен Западной Аравии. Основатель религии — Мухаммед Магомед гг провозгласил себя пророком.

Создал общину и эта община стала основой государственного образования — Арабский халифат. Коран — это священное писание для мусульман. Коран состоит из глав сур и сунна — рассказы о жизни Мухаммеда и его высказывания в виде хадисов сказаний. В настоящее время ислам разделен на несколько течений.

Катехон-ТВ, выпуск 40: "Православие и русская литература"

Шииты утверждают, что власть общины должна принадлежать потомкам пророка, а не выбранным лицам, как это у суннитов. Ислам — это не аналог Церкви, это некий глобальный социально-религиозный проект построения царства Божия на земле. Для мусульман не существует разрыва между политикой и религией — это две стороны одного целого, регулируемого законом шариатомприписанным Аллаху.

Православная церковь на основании Священного Писания отвергла торжество Аллаха на Константинопольском Соборе года.

Если это произнесено в присутствии не менее двух мусульман — это означает принятие ислама. И многие проповедуют шестой столп — обязанность джихада — священной войны с неверными. В исламе нет посредников между Богом и людьми, ведь по сравнению с Аллахом все люди букашки.

Никакое высказывание людей не обладает авторитетом у мусульман, есть право на ложь, поэтому не стоит серьезно относиться к высказываниям религиозных лидеров ислама, которые они реферат православие и русская литература в доверчивые уши кафитов неверныхпредназначенных к аду. Никакой мулла не властен отлучить мусульманина от общины уммы. Это может сделать только шариатский суд.

Реферат православие и русская литература 3917

Вера, которую исповедуют современные иудей, не та, которая была от Моисея и пророков. Первая вера есть истинное поклонение Божие и являлась подготовкой к христианству.

А новая иудейская вера — это измышления человеческие. Эта вера изложена в двух книгах: Каббале — иудейский кодекс философско-мифических преданий, она является дополнением и объяснением закона Толмуд — кодекс преданий преимущественно исторических, обрядовых и гражданских с объяснениями.

В этих книгах часть заимствована от Библии, но много странностей, нелепостей, противоречий. Основные догматы иудаизма: 1 Бог существует, 2 Он один, 3 Он нематериален, 4 Он вечен, 5 Необходимо поклоняться только Ему одному, 6 Верить в пророчество, 7 В абсолютное верховенство Моисея как пророка, 8 В божественное происхождение Торы, 9 В неизменность Торы, 10 Во всеохватывающее божественное провидение, 11 в вознаграждение и кару после смерти, 12 в пришествие Машиаха, 13 в воскресение мертвых.

Евреи утверждают, что для Бога поступки важнее веры. Иудаизм основывается на делах, а не на вере, по их вере раскаяние целиком зависит от самого человека, и приводит к святости, помощи Бога реферат православие и русская литература этом как бы. Они не понимают, что такое Таинство, что такое жизнь в Боге. Иисус Христос ничего не отбросил из Ветхозаветного учения. А современный иудаизм — это учение о том, как жить, а не о том, как верить. Поэтому все сферы жизни реферат на тему с религиозны.

Они учат, как торговать, на каких принципах строить экономику, как обрабатывать землю, убирать урожай, строить дом и т. Современный иудаизм — это цельная религиозно-социальная система. Еще одна особенность иудаизма — это их особая роль и избранничество еврейского народа, его исключительность перед всеми другими.

Они не могут принять того, что все народы реферат православие и русская литература равных могут найти спасение в Православии, причем без нынешнего иудаизма. Основой буддизма является учение о реинкарнации, то есть переселении душ.

Согласно этому учению сущность человека безначальна, а тело — это внешняя одежда духа, в которые он без труда переодевается. Но мы знаем, что мы тварны, а безначальным началом является только Бог.

Бог — Творец всего сущего, в том числе и души. Учение Гаутамы Будды Будда — по санскритски — просветленный появилось в V-VI веках до нашей эры на базе многовековой культуры. Основатель принц, стал аскетом, пользовался уважением, скончался мирно, учение распространялось спокойно.

Мирно-философ-аскетическое учение — буддизм проповедует неприятие мира и прежде всего: уничтожение личного бытия, то есть самоуничтожение. У буддистов стремление не к Богу, а к уменьшению интенсивности бытия, к слиянию само разлагающегося и искусственно разлагаемого живущего существа с абсолютным небытием — с нирваной. Это не рост духа как у реферат православие и русская литература аскетикиа прекращение духа. Во всех рассуждениях нет ни одного слова о любви, но настоящее дыхание смерти.

Конечная цель — избавление от перевоплощений и совершенное уничтожение личного бытия. Но и они радости презренны, так как не избавляют от возрождений.

Государство и общество были объявлены атеистическими атеизм — отрицание Бога , а вместо обеспечения прав граждан на свободу совести и религиозных убеждений проводилась политика борьбы с религией. Обязательное условие участия в конкурсе. Если это произнесено в присутствии не менее двух мусульман — это означает принятие ислама. Не доехав до монастыря, Толстой слег с тяжелым воспалением легких на почтовой станции Астапово.